Новотерра | ваши идеи заработают!
"Новотерра" и GrishinExpedition о движущей силе стоящих камней 14 июля 2013

Новосибирск стал первой остановкой экспедиционной команды Русской Школы Го и Стратегии. Старт взят 5 дней назад в Москве, путь наши герои - Игорь Гришин, основатель Школы и региональный менеджер федерации Го Светлана Вахитова, держат в Монголию к удивительному озеру, где оставляет следы никому доселе невиданное существо... Но это скорее повод. Причина в другом.
«Цель игры Го – оторвать глаза от доски»
Игорь Гришин
Го - древняя игра, пришедшая к нам из Китая. Самая древняя игра в мире. Самая сложная. С самыми простыми правилами. Все по закону китайского жанра. Правила игры можно узнать буквально за считанные минуты, но до того, как удается сыграть полноценную партию проходят месяцы. Месяцы, а то и годы. Го требует времени на осознание особенностей ее условий. В игре слишком мало правил и слишком много свободы. "I'm free, that's why I'm lost" (F. Kafka). Также и игроки Го. На каждом ходу они вольны ставить камень на любое свободное пресечение. Почти как в современной жизни. Но как понять, что же делать с этим, таким желанным и таким обременяющим ресурсом, - свободой?
Может ли практика игры в Го дать предпринимателю возможность оттачивать свои бизнес-концепции и оптимизировать процесс принятия решений? Легким экскурсом в эти вопросы начала свою работу лаборатория "Новотерры"... Научиться использовать внутренние ресурсы - актуальная повестка для новой Земли. Однако, об этом несколько позднее. Сначала присказка.
Игра Го многогранна. Го открывает практикующему путь к исследованию себя, к исследованию закономероностей мира и дает возможность оттачивать инструменты, которыми мы оперируем в жизни: духом, умом, чувствами. Оттачивать и дисциплинировать. Как и все многогранное, Го имеет несколько вариантов продолжения фразы "Го - это..."
..."Искусство Го связано с искусством девиза" утверждает Игорь Гришин вместе с соавторами М.Г. Емельяновым и А.В. Степановым в книге "Мыслить и побеждать. Игра Го для начинающих":"Девиз представляет собой краткое образное выражение замысла, стратегии, намерения или темы для медитации. <...> Тогда вся игра называется, к примеру, "Искусство перемещения", "Осознание скрытого""или же "Шелест опавших листьев", и сообразно этому названию на доске черными и белыми камнями безмолвно пишется парный иероглиф, выражающий суть этих понятий."
"Исследование следов невиданного чудища" - это повод. "Движение" - настоящий девиз экспедиции 2013-го года.
- Почему "Движение"?
- Движение необходимо для развития.
До сих пор по ходу экспедиции команда останавливалась лишь в местах силы, передохнуть... в Новосибирске наши путешественники уже были готовы делиться накопленной энергетикой и тонкостями игры.
- В чем может выразиться "стратегическая трещина" проекта (экспедиции)?
- В несогласованности между ее участниками.
Встреча мастерской делегации Го в столице Сибири организована Евгением Дубровиным и Школой социального предпринимательства "Новотерра". Насыщенная, в духе и ритме самого быстрорастущего российского города, программа порадовала гостей. После краткого выступления в прямом эфире, с анонсом агенды на день, Лэнд Ровер экспедиции пересек Обь по старому мосту, проехал по главной улице города без остановок и пробок (!) прямо в Заельцовский парк. ...где нашим гостям представилась возможность начать настраиваться на монгольский лад. Первой площадкой для встречи была подготовлена юрта! С этим уникальным проектом вы можете подробнее познакомится здесь: http://vk.com/yurta.novosibirsk На мой взгляд юрта - абсолютная достопримечательность города и обязательное место для посещения в Новосибирске. "Оазис для путника" - поделилась впечатлениями Светлана Вахитова.
Юрта развивается как пространство для диалога культур, как пространство для встречи традиции и современности. Поэтому не стоит удивляться, что приезд в юрту представителей кочевого народа игроков (игроки, подобно мудрецам древнего Китая, просто не могут долго задерживаться на одном месте: им нужно делиться знаниями и углублять свои) был немедленно почтен вниманием телевидения.




Журналистку Ксению больше всего интересовал научный аспект экспедиции. Она стремилась выпытать, что же за секретные инструменты везут сейчас с собой наши исследователи, как они на этот раз собираются выискивать и свидетельствовать факты о существовании неведанного...
- Что это у вас в этих мешочках? Как раз те самые "секретные инструменты исследования"?! допытывалась Ксения.
Речь шла вот об этих мешочках

Что ж, в чем то она права. Эти камни действительно ценны для исследования и раскрытия неведомого... По меньшей мере самого себя. "Искусство помогает... А точнее, искусство открывает человеку не автора, а самого себя. Какое тут может быть однозначное и окончательное понимание??? Кто может окончательно и однозначно понять самого себя?" (Евгений Гришковец "Записки об искусстве") Что-то подобное можно было бы встретить и в "Записках о Го"...






Ксения открывает магический ларец, однако и физическое соприкосновение с дарами, оставленными предыдущей цивилизацией (непонятно, как произошла игра Го, есть гипотеза, что они достались землянам по наследству) не убеждают пытливую журналистку. Что ж, правильно, лучше проверить и убедиться чем просто уступить под влиянием авторитета.


Кто знает... "Самый длинный путь начинается с первого шага", а преобразование пустоты на доске Го в оформленное владение начинается с постановки одного камня. Может быть в юрте действительно были сделаны увертюрные кадры одного из "главных событий года"?!
После отъезда охотников за сенсациями мы смогли насладиться спокойной беседой в душевной атмосфере юрты с монгольским чаем и немецкими пирогами. Однако уже вскоре, следуя девизу экспедиции, не замедлили прийти в движение.





«Предприниматель – тот, кто находит новую пустоту и, осваивая ее, овладевает пространством» (И. Гришин «Русский учитель японского Го»).
Игрок Го должен видеть пустоту на доске и уметь делать такие ходы, чтобы трансформировать ее в свою жизненную территорию. Найти еще никем не тронутую нишу и преобразовать ее в сферу своей уникальной профессиональной компетенции, построить дело так, чтобы оно приносило счастье себе и окружающим – задача, которую ставят себе истинные социальные предприниматели. Именно таким людям открывается «Новотерра». «Вот как зарождалась Америка: все бунтари и сумасшедшие Европы отправились на границу «…» Настоящая граница здесь – Автотрасса 60. Это место для тех, кто хочет жить по-другому» (Цитата из фильма «Автотрасса 60») Но «Автотрассы 60» не существует на карте, тогда как «Новотерра» есть. И есть Го. Го – это своего рода “транспортное средство”, переносящее нас за привычные границы. Го позволяет оттачивать свои навыки мышления, принятия решений, открывая следующие рубежи возможностей и способностей.
Так с девизом «расширение границ, овладение непознанным» и началась партия. Та самая, когда Игроки «рисуют парный иероглиф». Партия взаимодействия между Мастерами Го и Мастерами Предпринимательства. Истинные Мастера Го не могут не быть Предпринимателями, а Мастера Предпринимательства по сути своей должны быть Мастерами Го. Игра открыта для каждого.
Примечание
Тонкостями игры... что такое "игра" - вопрос также открытый для индивидуальной интерпретации не менее, чем вопрос "что такое Го". Можно дать определение игре а ля формулировка Остапа Бендера высказанная им в знаменитой лекции на тему "Плодотворная дебютная идея": «Что такое, товарищи, дебют и что такое, товарищи, идея? Дебют, товарищи, — это «Quasi una fantasia». А что такое, товарищи, значит идея? Идея, товарищи, — это человеческая мысль, облечённая в логическую шахматную форму.» Так и игра - это может быть нечто, выраженное в определенной форме. Это определенный подход. И, на мой взгляд, раскрепощающий, весьма ресурсный подход. А есть еще такая версия: «Игра (от древнеиндийского "ягра", "яг" - жертвоприношение, "ра" - бог солнца). Игра - способность, сохраняя внутреннее равновесие, управлять своими реакциями, выбирая и меняя их (суть Игры - в возможности выбора поведения). Две составляющие Игры: 1) Позиция, внутреннее равновесие; 2) Механизм автоматического достижения поставленных целей» (И. Черняева "Полезное ОБРАЗование") а вообще «...то, что ныне названо "играми", еще за несколько столетий до начала нашей эры было разработано и внедрено в повседневную жизнь в системе ценностей китайской цивилизации» (М.С. Мясников в предисловии к книге Харро фон Зенгера "Стратагемы"). В игре Го успешное освоение пространства доски обеспечивается установлением жизнеспособных связей между камнями.
Вера Небольсина, для "Новотерры".
Авторская версия материала в блоге http://Vera-Nsk.livejournal.com/5511.html